Общая схема топливоподачи
Схема системы топливоподачи показана на рисунке 3.
Топливо из бака 1 подкачивающим насосом подается по трубопроводу 2 в фильтр тонкой очистки 3, откуда засасывается топливным насосом низкого давления ТННД и, затем, направляется во внутреннюю полость ТНВД 4, где создается давление порядка 0,2 - 0,7 МПа. Далее топливо поступает в насосную секцию высокого давления и, с помощью плунжера - распределителя, в соответствии с порядком работы цилиндров, подается в форсунки по трубопроводам 5. Избыточное топливо из корпуса ТНВД, форсунок и топливного фильтра сливается по трубопроводам 7 в топливный бак.
Охлаждение и смазка осуществляется самим топливом, поэтому фильтр должен задерживать частицы размером 3-5 мкм.
ТНВД подает в цилиндры дизеля строго дозированное количество топлива в определенный момент, в зависимости от нагрузки и скоростного режима.
Лопастной подкачивающий насос и система низкого давления
ТННД расположен в корпусе ТНВД на приводном валу и служит для забора топлива из топливного бака и подачи его во внутреннюю полость ТНВД. Схема устройства ТННД показана на рисунке 4.
Насос состоит из ротора 2 с 4-мя лопастями 3 и кольца 1 в корпусе ТНВД, расположенного эксцентрично по внешней стороне ротора. При вращении последнего, лопасти, под воздействием центробежной силы, прижимаются к внутренней поверхности кольца и создают камеры. Из данных камер топливо, также под давлением, по каналу поступает во внутреннюю полость корпуса ТНВД. Однако, часть топлива поступает на вход перепускного регулирующего клапана 5, который открывается и перепускает часть топлива на вход насоса, при давлении выше установленного.
Корпус 6 перепускного регулирующего клапана завернут по резьбе в корпус ТНВД. Внутри корпуса имеется поршень 9, нагруженный тарированной на определенное давление пружиной 8, второй конец которой упирается в пробку 7. Если давление топлива оказывается выше установленного значения, поршень 9 клапана открывает канал для перепуска части топлива на всасывающую часть насоса. Давление начала открытия перепускного клапана регулируется изменением положения пробки 7, т.е. величиной предварительной затяжки пружины 8.
Важную роль в обеспечении нормальной работы насоса играет сливной дроссель, установленный в выходном штуцере корпуса ТНВД. Жиклер диаметром 0,6 мм, через который топливо идет на слив, обеспечивает поддержание требуемого давления топлива во внутренней полости.
Перепускной клапан 5 в сочетании со сливным дросселем 5 (рис.1) обеспечивает заданную зависимость разности давлений в корпусе и на выходе насоса ТННД от частоты вращения вала ТНВД. Давление топлива во внутренней полости влияет на положение поршня автомата опережения впрыска.
Плунжер - распределитель и линия высокого давления.
Основным элементом, создающим высокое давление и распределяющим топливо по цилиндрам, является плунжер 7 (рис.1), который совершает возвратно-поступательное и вращательное движение по схеме: двигатель- вал ТНВД- кулачковая шайба- плунжер.
Путь топлива по насосу и элементы, обеспечивающие работу плунжера, показаны на рисунке 5.
Выступы-кулачки кулачковой шайбы 4 находятся в постоянном контакте с рамками, установленными на осях в неподвижном кольце 2. При вращении кулачковой шайбы каждый выступ, набегая на ролик, толкает плунжер вправо, а возвращение его обратно осуществляется двумя пружинами 5 (рис.6). Количество кулачков на кулачковой шайбе, как и число штуцеров 2 (рис.6) линии высокого давления с нагнетательными клапанами 4, соответствует количеству цилиндров.
Возвратные пружины, кроме того, препятствуют разрыву кинематической связи кулачок-ролик толкателя при больших ускорениях.
Форма кулачков-выступов шайбы определяет ход плунжера и скоростьего перемещения и, следовательно, характеристику давления и продолжительность впрыска.
Плунжер ТНВД создает давление топлива и распределяет его по цилиндрам при осуществлении следующих функциональных этапов процесса топливоподачи:
-
впуск топлива;
-
активный ход плунжера и впрыскивание;
-
отсечка подачи;
-
процесс закрытия нагнетательного клапана;
-
разгрузка линии высокого давления.
|